Форум питомника рабочих немецких овчарок
 
ФорумФорум  Сайт  ВходВход  РегистрацияРегистрация  

Поделиться | 
 

 Импритинг.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
avatar

Откуда : Харьков

СообщениеТема: Импритинг.   10th Январь 2012, 16:16

Импринтинг (Imprinting) - быстрая и необратимая форма запоминания, которая наблюдается у некоторых животных в первые часы жизни. Таким образом животные привязываются к представителям своего вида, однако если они в течение этого короткого периода времени будут контактировать с животными - представителями других видов, то они могут привязаться к ним, а не к представителям своего вида.

_________________
У большинства проводников нет времени, чтобы чисто выстроить упражнение с самого начала, но потом у них есть вечность для исправления ошибок.


Последний раз редактировалось: Admin (10th Январь 2012, 16:23), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
http://fortf.ukrainianforum.net
Admin
Admin
avatar

Откуда : Харьков

СообщениеТема: Re: Импритинг.   10th Январь 2012, 16:16

Ранний послеродовой период жизни у животных характеризуется беспомощностью детенышей (щенков, их зависимостью от родителей, функциональной незримостью многих отделов головного мозга (кстати, у людей лобные доли мозга формируются только к 16 годам) и необходимости контакта с представителями своего вида (родителями, братьями, сестрами) и “проживания” в том месте, которое наиболее свойственно этому виду животных). Именно в таких условиях в раннем детстве и происходит специфичное научение в форме импринтинга (запечатления).

Импринтинг (в зоопсихологии) – это специфичная форма научения у высших позвоночных,при которой фиксируются отличительные признаки объектов, поведенческих актов, родительских особей, пищевых агентов (в том числе животных - жертв), половых партнеров и постоянных врагов. Впервые понятие импринтинга было введено в этологию К. Лоренсом (Lorenz, 1935,1937) в тот момент он изучал птиц. Но импринтинг свойственен и млекопитающим, хотя у них он более растянут по времени и менее выражен в проявлении.

Характерные свойства импринтинга:
-имеет место в сенситивный период (как правило в первые часы жизни);
-происходит быстро и без подкрепления;
-сохраняется длительное время;
-не угасает при отсутствии подкрепления;
-научение практически не обратимо, его трудно переделать (например, превратить привязанность в избегание);
-оказывает значительное влияние на последующее развитие поведения животных.

Выделяют следующие виды импринтинга:
-социальный
-экологический
-пищевой
-инструментальный

Цель социального импринтинга
– формирование внутривидовых и межвидовых взаимоотношений. К социальному импринтингу относят детский, родительский, половой и видовой. Принято считать, что взаимоотношения человека и собаки строятся на межвидовом импринтинге, хотя существует и другая точка зрения – что эти отношения строятся на видовом импринтинге. Период социального импринтинга у собак наступает не сразу после рождения и растянут во
времени – обычно он находится в самом разгаре, когда мы приобретаем щенка. Поэтому желательно забирать щенка после сорок девятого дня жизни, когда уже закончится формирование нервной системы. У щенка,покинувшего свою семью раньше, может развиться не здоровая привязанность к человеку.
Для таких собак типично: чрезмерная зависимость от хозяина, агрессивность или трусость по отношению к другим собакам, нервозность, излишняя “гавучесть” (беспричинный лай). К сожалению, есть и другая крайность: щенки, прожившие с матерью и однопометниками намного дольше, вырастут слишком ориентированными на взаимоотношения с собаками, могут быть равнодушны к хозяину и “дрессировочная наука” им будет даваться намного сложнее.

Экологический импринтинг
– это запечатление основных признаков экологической ниши животного (местность
вокруг логова и среда обитания). Только что родившееся животное, у которого только начал функционировать зрительный аппарат, еще не знаком и не отличает “знакомое” от “незнакомого”. Но только он (детеныш) познакомиться с окружающей обстановкой, он начинает отличать одни предметы от других и сторониться новых предметов. Есть данные, что детеныш шимпанзе, выросший в неволе, в искусственно созданной обедненной среде (в отношении диких сородичей) гораздо меньше исследовали окружающую среду, побаиваются новых предметов и крайне мало интересуются ими.
По мнению зоопсихологов, если собак до восьми месяцев воспитывали в условиях ограниченного общения с внешней средой, их вполне можно назвать “психически отсталыми”.

С помощью пищевого импринтинга молодое животное получает такую важную для него информацию, как наличие
и качество пищи в данной экологической нише, способы ее добывания. Знакомясь с пищей, которую предлагают малышу родители, детеныш в будущем оказывает предпочтение именно ей и с трудом осваивает другие виды пищи. Именно с этим видом импринтига мы сталкиваемся когда пытаемся отучить щенка подбирать пищу с земли. Дело в том, что молодые животные, не слышавшие еще о существовании классических условных рефлексов имени И. Павлова, запечатлевают, то есть запоминают практически с одного раза, то, что встречают, тем более если оно полезно с их точки зрения. Стоит маме-суке поднять в пола выпавший из миски кусок, как щенок решит, что так и надо. А если еще и повторит это сам в квартире и незаметно для вас на улице, то всю оставшуюся жизнь будет рассматривать кусок на земле как нормальный пищевой объект.

Мало изучен инструментальный импринтинг, к которому можно отнести обучение особенностям подниматься на ноги, стоять и передвигаться новорожденных животных, некоторые пантомимические движения и другие двигательные реакции, освоенные в чувствительный период. Инструментальный импринтинг характеризуется быстрым процессом
выработки каких-либо двигательных реакций, которые стабилизируются после небольшого числа сочетаний действия раздражителя и подкрепления.
Существует мнение (В. А. Тромихин, Н.М. Вавилова), что в раннем онтогенезе наблюдается наиболее благоприятный период положительных временных связей. В возрасте то 1,5 до 4 месяцев у собак (щенков) было обнаружено
очень быстрое образование моторных навыков, что нельзя сказать о животных, старших по возрасту. Общее число предъявлений условного сигнала необходимых для выработки реакции у щенков старше 4-х месячного возраста было в два раза больше, чем у животных младше четырех месячного возраста. Проще говоря, наиболее удачный период для начала тренировки – это период от 2 до 4 месячного возраста щенка.
Предположительно детский импринтинг у собак (щенков) заканчивается к двух месячному возрасту, социальное и половое запечатления длиться до пятимесячного возраста, пик выраженности пищевого импринтирования наблюдается в 3-4 месяца, а затем имеет тенденцию к снижению. Теоретически и практически чувствительные периоды, обеспечивающие получение необходимой информации для взрослеющей особи заканчивается, когда накоплено минимально необходимое количество информации, обеспечивающее данной особи способность выжить в предоставленных ей условиях существования.
В связи с этим, если тот или иной вид запечатления произошел, соответствующий чувствительный период заканчивается и становится практически невозможным изменить его последствия. По окончании чувствительного периода новая информация, даже сверхзначимая, не оказывает влияния на развитие.

По этому вопросу часто цитируется мнение известного физиолога Л.Г. Воронина: "после окончания этого периода (импринтирования), вероятно продолжающегося до полового созревания, строение мозга во всех его деталях отражает базовый объем и качественный состав долговременной памяти, то есть, ее алфавит, который на протяжении всей последующей жизни организма будет многократно перекодироваться и перекомбинироваться по условнорефлекционным законам в связи с потребностями организма и изменениям во внешней среде. Так, в зрелом возрасте, в любом обучении мы будем наблюдать лишь разные варианты становления процесса считывания
ранее зафиксированной информации".
Научные термины для кого-то скучны, кого-то пугают, но науке давно уже известно то, что, к сожалению, не вошло в “бытовое сознание” людей. Если Вы приобрели щенка или у Вашей собаки родились щеночки, предоставьте им возможность развиваться в обширной среде (видеть, слышать, нюхать и кусать максимально большее количество предметов). Соблюдение этого простого правила поможет Вам избежать многих проблем.

_________________
У большинства проводников нет времени, чтобы чисто выстроить упражнение с самого начала, но потом у них есть вечность для исправления ошибок.
Вернуться к началу Перейти вниз
http://fortf.ukrainianforum.net
 
Импритинг.
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Fortuna Fortis :: Гостевая :: Общий форум :: Библиотека-
Перейти:  
free countersПитомник рабочих немецких овчарок Fortuna Fortis